Искусство первой половины XIX века Западная Европа и Россия

Искусство первой половины XIX века

Историю XIX в. открывает не календарный 1801 г., а 1789-й. Великая Французская революция (1789— 1799 гг.), уничтожившая монархию и установившая республику, надолго определила пути развития европейской культуры. Вместе с башнями Бастилии рухнул старый порядок; казалось, что должно возникнуть новое общество — царство Свободы, Равенства и Братства. Бастилия (построена в 1370— 1382 гг., разрушена в 1789 г.) - средневековая крепость в Париже, с XV в. — королевская тюрьма. Штурм Бастилии восставшим народом 14 июля 1789 г. стал началом Великой Французской революции.

Карта Европы в первой половине XIX века

Искусство Западной Европы

В годы Великой Французской революции во Франции не построили ни одного долговечного сооружения. Это была эпоха временных построек, как правило деревянных, которые, конечно, просуществовали очень недолго. В начале революции была разрушена Бастилия, снесены памятники королям. В 1793 г. закрыли королевские академии, в том числе Академию архитектуры. Вместо них появились Национальное жюри искусств и Республиканский клуб искусств (в 1795 г. их заменила Школа изящных искусств), главными задачами которых были организация массовых праздников и оформление парижских улиц и площадей. [an error occurred while processing this directive]

Искусство России

XIX столетие в России началось с дворцового переворота. В 1801 г. в Михайловском замке в Петербурге был убит император Павел I. Вера в просвещённого монарха, надежды на социальные преобразования связывались с сыном Павла — молодым императором Александром I (1801 — 1825 гг.), однако они не оправдались. Отечественная война 1812 г. на время сплотила всех жителей страны: крепостные крестьяне и ремесленники плечом к плечу с аристократами и генералами защищали государство от армии Наполеона. После смерти Александра I в декабре 1825 г. те русские дворяне, которых возмущали существующие общественные отношения, попытались совершить государственный переворот, названный восстанием декабристов.

 

Мужской костюм второй половины XVI и начала XVII вв.

Главной национальной частью испанского костюма был плащ. Чем знатнее был человек, тем короче делался его плащ. Поселяне носили плащ для защиты от непогоды, поэтому он был длиной до лодыжек, плащ горожанина имел длину его тела, исключая ноги, дворянство и придворные носили плащи, кончавшиеся у бедер или еще короче. Несмотря на различия в размере, плащ всегда был единого покроя: составлял около 3\4 круга и имел шейный вырез той же формы (кроме плащей против непогоды). Со второй четверти 16 века плащ имел стоячий или более широкий отложной воротник. Воротник заканчивался спереди двумя полосами, которые пришивались к передним краям плаща. С середины XVI века у плаща появился капюшон - вместо воротника или одновременно с ним. Капюшон был настолько широк, что мог накрыть всю голову до подбородка; он был сшит из двух равных кусков материи, имел остроконечную или округлую форму и, будучи откинут, складывался на лопатках вдвое.

Обычно плащ был из бархата, шелка, сукна темного цвета, а подкладку мог иметь не только того же, но и другого цвета. По бортам шли две-три полосы шитья или золотых галунов - по всей длине. Эти полосы часто украшали узкими тесемками, нашитыми на них крест-накрест, от шейного выреза до подола. Капюшон украшали кистями или пуговицами, пришитыми по шву.Чаще всего плащ носили наброшенным сзади на оба плеча; на груди его края скрепляли пуговицей или двумя шнурками с кис-точками. Когда таким образом надевали самые большие плащи, то обычно забрасывали одну полу на противоположное плечо; забрасывали на плечи и обе полы.

До середины XVI века мужчины носили узкие длинные штаны. С 1550 года эти штаны начали разрезать на уровне колен, подразделяя их на штаны и чулки. Штаны шились на подкладке, которая плотно прилегала к ногам до колен. Чулки привязывались к подкладке верхних штанов. Эти штаны нового фасона стали подбивать ватой, заложенной между подкладкой и тканью штанов. Подкладка кроилась так, чтобы не было складок. По мере распространения такой моды штаны подбивались ватой все толще. Ватное утолщение штанов сначала было особо заметно над коленями, а затем переместилось выше - на середину длины. Знать носила штаны этого покроя вплоть до XVII века.

Мещане и солдаты стали носить штаны иного кроя - широкие в верхней части, немного суживающиеся книзу и спускающиеся ниже колена. Над коленом они затягивались продернутым в штанину выше колена шнурком, так что здесь слегка вздувались и походили на два мешка, набитые ватой. Под ними были штаны-подкладка, вроде тех штанов, что носили до этого.

Одновременно с чулками появились гамаши- верхние чулки из мягкой кожи, доходившие до середины бедер. Они застегивались у лодыжек и плотно облегали ногу.

Начиная с 1560-х годов камзол немного изменился в покрое: лиф сзади делался явно длиннее, чем спереди, а на груди подбивался ватой. Брыжи увеличились в высоту и в ширину, так что воротник камзола все более снижался. Верхний кафтан становился все короче, а так как плащ стали снабжать рукавами, то мало-помалу оба вида одежды получили одну и ту же форму. Безрукавный плащ остался без перемен.

Берет вытеснялся высокой твердой шляпой с узкими полями. Вследствие больших брыжей волосы надо было стричь коротко, бороду превращать в умеренную бородку; усы закручивали кверху.

Мужская обувь была двух основных видов - для верховой езды и для появления в светском обществе. Башмаки и сапоги почти не изменились по сравнению с прежней модой. Сапоги или ботфорты - высокие, из грубой кожи, расширяющиеся в верхней части, с крепкими каблуками, к которым пристегивались с помощью ремней шпоры, размером 10-15 сантиметров. Верхние раструбы сапог закрывали бедра и имели ременные петли, которыми сапог пристегивался к поясу. Ходить по земле в пристегнутых ботфортах было не очень удобно, поэтому, слезая с лошади, петли сапог отстегивали, и раструбы сползали по ногам к коленям, так что край раструба оказывался на уровне середины бедра. Пришедшие из рыцарских времен, ботфорты были обувью для войны, охоты, дальних путешествий.

В светской жизни мужчины носили туфли разных фасонов; в начале века это были тупоносые башмаки, их сменили «лодочки» с зауженными носками. По мере распространения в испанском обществе увлечения роскошью, туфли стали украшаться пряжками, бантами, тиснением и т.п.

Каждый испанец, даже сапожник и портной, носил на боку длинный узкий толедский клинок - в горизонтальном положении или слегка наклонив вперед, при этом левая рука лежала на эфесе.

 

Древнерусское искусство Зодчество.