Искусство Древней Японии http://deloafanasev.ru/

Арабские страны, Иран, Турция

Искусство империи Тимуридов, Сефевидов и Османов

Мавзолей Гур-Эмир. Начало XV в. Самарканд. Узбекистан.

 

С расцветом в XV—XVII вв. поздне-средневековых империй - Тимура и Тимуридов (1370— 1507 гг.) в Средней Азии, Сефевидрв (1502—1736 гг.) в Иране, Османских султанов (1299/1300—1922 гг.) в Турции — наступила эпоха создания грандиозных городских архитектурных ансамблей, величие и пафос которых должны были производить неизгладимое впечатление на подданных государя. Работы велись с небывалым размахом. Для строительства столицы Тимура — Самарканда собрали мастеров из Средней Азии, Индии, Ирана, Азербайджана, Ирака и Сирии. В начале XV в. в Самарканде появились два уникальных сооружения: соборная мечеть Тимура, так называемая Бибиханым (Госпожа-Повелительница), и его величественный мавзолей Гур-Эмир, увенчанный великолепным рубчатым куполом с керамической облицовкой. Просторные площади и широкие улицы с водоёмами, обсаженными вечнозелёными кустарниками и цветниками, источниками и фонтанами, щедро расточающими влагу, великолепие архитектуры в обрамлении садов да вали возможность оценить могущество и щедрость монарха.

В столицах государств Средне] Азии и в Иране центром архитектурного ансамбля стала парадная площадь — регистан (в Самарканде и Бухаре) или майдан (в Исфахане). Пештак — арочный портал, оформляющий главный вход в мечеть, медресе, караван-сарай, мавзолей ил] дворец, — «повернул» монументальные здания и ансамбли «лицом» 1 городу. Эффектность архитектуры во многом достигалась благодаря керамической мозаике, мрамору, росписям, лепнине и резьбе, которые подобно цветистому ковру, покрывали здания, заставляя забыть о массивности конструкций.

 

В городах Османской империи величие верховной власти султана — «тени Бога на земле» — подчёркивалось масштабами и формами внушительных турецких мечетей Громоздящиеся друг на друга галереи, башенки, выступы, полукупола возносили на головокружительную высоту центральный купол, «охраняемый» устремлёнными в небо копьевидными минаретами.

Столичный архитектурный ансамбль в этот период мог включать в себя парадные дворцовые здания. Однако в целом дворец как средоточие власти оставался объектом «скрытой архитектуры». Лёгкие, изящные, украшенные сюжетными росписями и изразцовыми картинами дворцы Сефевидов в Иране окутывала зелень садов и парков, где бродили лани и павлины, плавали в изобилующих рыбой прудах лебеди, прятались в кустах фазаны, пели соловьи. В Каире, Дамаске, Стамбуле, городах Магриба правительственные ансамбли с несколькими помещёнными один в другой внутренними дворами, парадными переходами, величественной официальной частью и роскошными жилыми покоями по-прежнему были окружены непроницаемыми высокими стенами, как, например, резиденция османских султанов Топкапы-сарай в Стамбуле - ныне крупнейший исторический и художественный музей.

Ковры. XVII в. Иран. Музей прикладного искусства, Париж.

В Иране, Азербайджане, Средней Азии и Турции в XVI—XVII вв. популярными стали узоры на темы роскошной, цветущей природы, в которые вплетались традиционные изображения зверей, царской охоты, поединка, пира или свидания в саду. Иранские и турецкие узорчатые ткани — бархаты, атласы, парча; великолепные шёлковые и шерстяные ковры; парадное оружие; изделия из дерева, украшенные костью и перламутром; рукописи и альбомы в кожаных переплетах, включающие образцы каллиграфии и миниатюры, вывозились во многие страны.

Став достоянием мировой культуры, произведения искусства из арабских стран, Ирана и Турции оказали заметное воздействие на развитие орнаментального искусства и художественные вкусы России, Испании, Франции и других стран.

Древнерусское искусство Зодчество.