Метод сил http://dp-2013.ru/ Формула Ясинского

Арабские страны, Иран, Турция

Ислам и изобразительное искусство

Образец каллиграфии. Почерк сульс. Иран. XVII в. Государственные музеи, Берлин.

Каллиграфия

Согласно одному из хадисов, Мухаммад сказал: «Письмо — половина знания». В средневековой культуре мусульманских Востока и Запада степень овладения «красотой письма», или каллиграфией, стала показателем интеллектуальности, образованности и духовного совершенства личности. В истоках арабской каллиграфии лежит подчинение написанного слова логике ясного, размеренного, ритмического чтения Корана.

Ранний почерк — куфи, тяготевший к прямолинейным, геометризованным формам букв, господствовал в мусульманской каллиграфии вплоть до XII в. и был канонизирован как почерк, которым пишутся заглавия сур Корана. В конце VIII—IX в. выделился и приобрёл популярность среди переписчиков книг почерк насх («переписка»). Позднее он вошёл в число «шести стилей» классического арабского письма наряду с пятью другими почерками. Мухаккак («правильный») отличался выразительностью чётких букв, а райхани («базиликовый») — изысканностью, которую сравнивали с нежным ароматом цветущего базилика. У торжественного сульса («одна треть») криволинейные и прямолинейные элементы соотносились в пропорции 1:3. Тауки («указ») был более убористым, а рика — самым скорописным из всех почерков. В основе шести стилей письма лежала система «уставного письма» — хатт мансуб, изобретённая багдадским каллиграфом Ибн Муклой (886—940).

Это система пропорций, определяющих соотношения вертикальных и горизонтальных элементов букв, а также букв в слове и строке. На основе классических арабских почерков персидские каллиграфы разработали новые стили — талик и насталик, которые в свою очередь дали жизнь множеству декоративных изысканных почерков. В Иране, Азербайджане и Турции в XV—XVII вв. распространился особый жанр каллиграфии — кита: миниатюрная картина, образец одного или нескольких почерков.

Орудием письма служило калам — тростниковое перо, способ очинки которого зависел от избранного стиля и традиций школы. Автор трактата XIV в. наставлял: «Калам очиняется косо, и знай — кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя...». Материалами для письма служили папирус, пергамент и бумага, производство которой было налажено в Самарканде (Средняя Азия) в 60-х гг. VIII в., а с конца X в. — ив некоторых других городах мусульманского мира. Листы покрывали крахмальным клейстером и полировали хрустальным яйцом, что делало бумагу плотной и долговечной, а нанесённые цветными чернилами буквы и узоры — чёткими, яркими и блестящими.

Древнерусское искусство Зодчество.